Плюсов
у зимнего катания много. Стекла, гвозди, колючки и консервные банки,
спрятанные под снегом, не прокалывают колеса. Бревна из сложных
препятствий превращаются в бугорки. К тому же, на мягком снегу резина
изнашивается гораздо меньше, чем на жестком асфальте. А падать на снег
гораздо приятнее, чем на твердую почву. Если падение всё-таки произошло,
можно сразу облегчить страдания, приложив к больному месту холодный
снежок или льдинку. Да и адреналина от езды по снегу выделяется куда
больше, чем по летней грязи.
Есть и видимые недостатки: зимой долго кататься нельзя, хотя бы
потому, что холодно, а соль, обильно покрывающая дороги, за считанные
недели может уничтожить ваш байк, если вы не примете защитных или
профилактических мер. Яростная война с сугробами, снег, летящий в лицо,
балансировка на льду, хруст шипов, вгрызающихся в лед, добавляют
адреналина в кровь не меньше, чем прыжки с трамплина. Поэтому зимний
байк — редкое, но все же реальное и вполне допустимое явление в наших
краях.
Зима с точки зрения байкера
Температура
воздуха зимой может и не достигать пресловутых минус 30 градусов по
Цельсию, когда даже не всякий опытный лыжник решится выйти из дома, а
колебаться где-то в "разумных" пределах -5 — +5. Но даже при такой
температуре холод способен причинить байкеру немало хлопот.
А что касается спортивной специфики зимы, то зима — время для лыж, а
потому нередко на тропинках лесопарков можно встретить проносящихся во
всю ширину дорожки "коньковым ходом" лыжников. Такие спортсмены нередко
вызывают недовольство у пешеходов, а что же говорить о велосипедистах?
Мало кто ожидает увидеть зимой в лесу героя на велосипеде, поэтому, если
не быть предельно внимательным, могут произойти неприятности. В общем,
зимнее время года предъявляет особые требования к подготовке велосипеда,
его хранению, обслуживанию, настройке и комплектации, а в первую
очередь — к байкеру.
Отдых для верного друга
У
разных людей разное отношение к гигиене. У разных байкеров — разные
взгляды на то, как поступать с байком по возвращении. Одни просто ждут,
чтобы снег оттаял сам, а потом вытирают тряпкой. Другие — ставят
велосипед в ванную и моют под душем. На самом деле не стоит впадать в
такие крайности, тем более что они одинаково вредны для вашего железного
коня.
Когда снег тает сам, он уже в виде воды просачивается в разные
труднодоступные места и тянет с собой грязь и соль, которые там и
осядут. Если же мыть байк в ванной, вода попадет в подшипники, втулки,
трещотку, что также ведет к преждевременной смерти этих узлов.
Сергей Капица советует поступать так:
— Никогда не стоит мыть велосипед перед катанием, т.к. задержавшаяся
в "рубашках" и других узлах вода при низкой температуре замерзнет,
нарушив работоспособность этих узлов.
— Перед тем, как занести байк в помещение, лучше оставить его на 10
минут в передней комнате и очистить с него снег и грязь веником.
— Если вы катались на велосипеде по лесу, и на нем нет солевой
грязи, то достаточно протереть его досуха чистой тряпкой. Если соль есть
— его лучше всего помыть с автошампунем.
— После мойки велосипеда, его обязательно нужно смазать, чтобы
вытеснить оставшуюся в труднодоступных местах воду и предотвратить
коррозию. Обычно смазывают: цепь, рубашки, пружины переключателей.
— Неплохо периодически снимать покрышки и камеры, проверяя состояние
ободов изнутри. Это очень важно, так как там обычно накапливается соль и
грязь.
Теперь вы правильно оделись и подготовили свой велосипед, а самое
главное, поняли, что кататься на байке зимой — МОЖНО! И даже НУЖНО.
Необходимо соблюдать лишь пару-тройку правил.
Велосипед при пониженной температуре ведет себя неестественно:
смазка густеет, препятствуя нормальной работе узлов, густеет масло в
амортизаторах, вызывая неточную их работу.
Перед холодами рекомендуется заменить масло в амортизаторе на
зимнее, а если установлены эластомеры, заменить их на пружины.
Воздушно-масляные или пружинно-масляные амортизаторы зимой ведут себя
гораздо лучше пружинно-эластомерных. У воздушно-масляных вилок на холоде
уменьшается жесткость, так как воздух при низкой температуре имеет
свойство сжижаться, а значит, перед катанием стоит подкачать немного
воздуха.
Для зимних покатушек рекомендуется использовать специальные чехлы,
прикрывающие рабочую поверхность ног, — гофры. Такие чехлы можно купить
практически в любом веломагазине.
И отдельно о защите байка: если вдали от проезжих дорог можно вообще
обойтись без крыльев, то на дорогах крылья необходимы! И чем длиннее
они будут (естественно, в разумных пределах), тем лучше. Заднее крыло
стоит нарастить вплоть до передней каретки. Наращивать крылья можно,
вырезав соответствующие "брызговики" из пластиковых канистр.
Активное налипание снега на металл приводит к ухудшению работы
механики байка, а потому необходимо использовать специальные холодо— и
водостойкие смазки.
Скорости зимой переключаются на порядок хуже, чем в теплое время
года, чаще приходится чистить и смазывать цепь. При совсем уж тугом
переключении скоростей следует смазать тросики, однако, необходимо
учитывать, что смазка должна быть максимально жидкой и холодостойкой.
Верхняя одежда должна быть достаточно свободной для того, чтобы
надеть под неё защиту, не стесняя при этом движений. Верхняя одежда не
должна "парусить", чтобы не попадать в цепь и узлы велосипеда. Также
необходимо предусмотреть защиту от обморожения кожи лица, ушей, головы,
не забывая об очках и шлеме.
Отдельная проблема — защита кистей рук и ступней. Перчатки должны не
только защищать от холода, но и позволять легко управлять велосипедом.
Опытные байкеры одеваются "слоями". Так можно максимально точно
регулировать температуру тела, снимая или надевая "слой". Если одеваться
в три слоя, то первым будет нательное синтетическое бельё. Хлопковое
бельё — хуже, так как хлопок впитывает и удерживает влагу, из-за чего
человек быстро замерзает. Второй слой рассчитан именно на утепление —
это свитер из ткани. Сверху, третьим слоем, наденьте непродуваемую и
"дышащую" ветровку из Windstopper-а или любой другой защитной ткани.
Нужно выбрать удобную и теплую обувь с нескользкой подошвой, лучше
всего рифленой. Есть специальные утеплители обуви — бахилы — чехлы из
материала, держащего тепло.
Катание без шлема грозит ударом о ледяную поверхность. А чтобы не
мерзло лицо, можно совместить подшлемник со специальной маской из теплой
ткани — балаклавы.