Из существующих на сегодняшний день конституций 58,3% было принято позже российской Конституции 1993 года. Возрастное распределение таких документов позволяет заметить, что российская Конституция на общем мировом фоне не выглядит «молодой». Средний возраст жизни Основного закона стран – 18 лет. Российская конституция этот рубеж уже перешла. Но не являются ли формулируемые задачи изменения Конституции России плодом утопических мечтаний? Нам говорят, что в современных международных условиях это в принципе невозможно, но мировой конституционный дискурс не стоит на месте. Принимаются новые конституции, в которых народы пытаются заявить о своих идентичных ценностях. Такого рода конституции приняты за два последних года в Венгрии, Исландии, Сирии, Египте. Так что же Россия?.. В качестве высшей ценности Конституция РФ определяет «человека, его права и свободы». В этом определении не находится места ни для существования самой России, ни для суверенности российского государства, семьи, национальных исторических традиций. Идеология, заявляющая высшей ценностью права и свободы человека, – это либерализм. Именно так определяется либерализм в большинстве учебников и справочных изданий. Статья 2 Конституции РФ, таким образом, устанавливает либеральную государственную идеологию в России. Запрет на государственную идеологию при утверждении де-факто идеологии либерализма означает неревизионируемость либерального выбора. Этот выбор заявляется не в качестве определенной идеологии, а как данность. По сути, запрет на государственную идеологию в России означает запрет на пересмотр либерализма. Категория «высшие ценности» присутствует не только в конституциях постсоветских государств, но они заявляются в них широким списком. Свободы и права человека не отрицаются, но оказываются одной из позиций ценностного перечня.
Главное, предупреждают приверженцы либеральной победы 1991-1993 гг., ни в коем случае нельзя изменять Конституцию. И понятно, почему: это манифест либерализма и космополитизма. Аргументация при этом не выходит за рамки того, что любые изменения подрывают, с их точки зрения, основы правосознания, выстраивающиеся на безоговорочном признании авторитета высшего закона.
|