Суббота, 18.05.2024, 13:20
Приветствую Вас Гость | RSS

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПЕРЕВОДЫ И РЕМОНТ КОМПЬЮТЕРОВ.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Меч
Педер стоит в углу двора, 
Ему с мечем говорить пора. 
 Меч мой, славу свою обнови 
Хочешь ли ты искупаться в крови?  
Ты за меня, мой меч постой, 
Нет у меня родни другой. 
(Пер. Ивановского, цит. по «Скандинавская баллада», Л, 1978г.)

 

На меч полностью переходили все магические свойства относительно нового для человечества материала – металла. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Когда кузнец работал, он уподоблял себя Богу-творцу Сварогу, чувствовал себя участвующим в сотворении мира. Понятно, что меч, родившийся в руках у кузнеца, обладал огромными магическими свойствами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь. Нельзя было сказать точно, кто кем владел. Стоит упомянуть и о том, что во многих языках слово «меч» - женского рода, встречаются имена мечей женского рода (например, меч рыцаря Роланда звали «Жуайез» - «Радостная»), так что меч мог быть как верным другом, так и любимой подругой… Далеко не всегда меч покупали на рынке: самые лучшие мечи доставались не просто за горсть золота, далеко не каждому человеку. Такие мечи сами выбирают себе хозяина: чтобы ими завладеть, герой должен совершить подвиг, отобрать меч в бою. Яркий пример – известный всем Меч-Кладенец, спрятанный под тяжелым камнем: не каждый сможет откинуть сей камень и достать великолепное оружие. Мечи призывались славянами также для решения сложных споров: их использовали на поединках, и на суде.

Части меча IX-XI века.Стоит сказать пару слов и о применении меча в бою. Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч по началу до 11в. - чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях: или когда воин доходил до состояния аффекта (становился «берсеркером») или когда уколоть врага – единственная возможность его уязвить (как, например, защищенного панцирем рыцаря-крестоносца). Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Ввиду этого, в VII-X веках у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит. Древнерусский меч - оружие рубящее: "да не ущитятся щиты своими и да посечении будуть мечи своими" (Не защитятся щитами своими и будут посечены мечами) или "посекоша мечем нещадно". Но некоторые выражения летописи, правда более поздние, позволяют предполагать, что меч применялся иногда и для закалывания: "призвавшие ко оконцю пронзут и мечем".Обычная Длина меча Х в. была около 80-90 CM, ширина клинка равнялась 5-6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех древнерусских мечей идут долы, служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие, рукоять и перекрестье меча почти всегда украшались бронзой, серебром и даже золотом.

Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.

Меч - основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. договор с греками: "А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы" (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Русские летописи и другие письменные источники пестрят упоминаниями о мече. Не менее широко представлены мечи и в археологическом материале. Основная масса мечей, как и другого вооружения, дошла до нас от Х в. Погребения воинов-дружинников Игоря, Святослава и Владимира Святославовича сопровождались богатым набором оружия и разного военного снаряжения.

Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и Богатырские двуручные мечи. В зависимости от окружающей обстановки мечи становились из века в век то короче, то длинней. В XI-XII веках, в связи с тем, что битвы велись в плотном строю, мечи укорачиваются в среднем до 86 см. и становятся легче, меньше 1 кг., однако в XII-XIII веках, ввиду усиления доспеха, меч становится массивнее: клинок вытягивается до 120 см. и утяжеляется до 2 кг.

Известный российский ученый Д.Н.Анучин писал: "Из всех видов вооружения, меч, как оружие наступательное, безусловно, играл в древности наиболее значимую роль. Это было привилегированное оружие свободного воина, самое дорогое, такое, которое больше всего им ценилось и, по существу, именно оно решало исход сражения". Пройдя долгий путь эволюции, меч в IX - XIII вв. в Киевской Руси, был широко распространен, хотя для простых горожан и крестьян был слишком дорог и потому, малодоступен.

Мечи IX - X вв. в литературе по оружиеведению обычно называют каролингскими, XI - XIII вв. - романскими или капётингскими. Образцы мечей европейских типов попали на Русь с варягами - в те времена распространение того или иного оружия в среде европейских феодалов отличалось необыкновенной быстротой. На Руси использовались мечи практически всех типов, известных тогда в Европе, и в этом она не уступала главным европейским странам. В то же время, уже в;Х в. на Руси были хорошо известны восточные мечи, распространенные с VII в. у арабов и персов не менее, чем схожие с ними по форме каролингские в Западной Европе.

Однако, уже в X в. русы были знакомы с булатом и сами изготовляли мечи. Многие мусульманские авторы описывали мечи русов, называя их страшным оружием. Они утверждали, что русы постоянно носят мечи при себе, видят в них средство к существованию, единоборствуют ими на суде, везут их на восточные базары. Ибн~Даста писал: "Если у кого-либо из них рождается сын, то он берет обнаженный меч, кладет его перед новорожденным и говорит: "Не оставляю тебе в наследство никакого имущества, а будешь иметь лишь то, что добудешь себе этим мечом".

Мечи часто изображали на миниатюрах древнерусские летописцы. Прослеживается закономерность: чем древнее изображаемые события, тем чаще изображены мечи. На территории Киевской Руси найдено более 100 каролингских мечей и 75 романских. По сравнению с другими видами вооружения меч - не самая частая находка в захоронениях.

меч каролинг меч князя довмонта
Каролингский меч 9-10 вв. На примере реконструкция меча с надписью "Лодота Коваль" Меч Довмонта Псковского

Оружие князей и прославленных героев старались сохранить и считали символом непобедимости. Мемориальное оружие окружалось особенным уважением, как, например, мечи псковских князей Всеволода и Довмонта, хранившиеся в Троицком соборе, или меч князя Бориса, который висел в спальне Андрея Боголюбского и позже хранился в одной из церквей Владимира. Меч Довмонта имеет длину 120 см и массу 2 кг и предназначен скорее для прокалывания тяжелых доспехов чем для рубки.

Конструктивно меч состоял из широкого, обоюдоострого, достаточно тяжелого клинка и короткой рукояти (черена, крыжа). Части рукояти назывались яблоко, черен и огниво (гард или дужка крыжа). Каждая плоская сторона полосы называлась голомень или голомля, а острие — лезвием. На голоменях почти всегда делали одну широкую или несколько узких желобчатых выемок. Первая называлась долом, а остальные — долинами, В просторечии, долы клинкового оружия часто называли "желобками для отекания крови", "кровостоками". Однако, это неверно. Их появление было большим шагом вперед в клинковой технике, они уменьшали вес клинка. Благодаря долу, полоса могла еще более удлиняться, не перегружая руку избыточным весом. Иногда, дол был декоративным. Острие меча, который не был рассчитан на колющий удар, как правило, было тупым, а иногда, даже просто закруглялось. Позже, когда меч приобрел еще и колющую функцию, его острие затачивалось.

Изготовление мечей было одной из наиболее сложных отраслей металлообработки. Каждую операцию по заготовке металла, вытягиванию полосы, полировке, закалке, заточке, насадке рукояти, изготовлению ножен производил отдельный человек. Клинок последовательно переходил от кузнеца-сварщика, который обковывал полосу меча, к закальщику, потом к шлифовальщику, оттуда возвращался к закальщику для перезакалки и отпускания, потом шел к полировщику и, наконец, попадал к монтажнику, который делал рукоятку и набор. Отдельно работали связанные с монтажником мастера ножен и ювелиры, украшавшие меч.

Мечи разных конструкций и разнообразных технологий говорят о разных школах и этапах развития клинкового дела в Киевской Руси и Европе в целом.

Технология производства клинков мечей нами изучена на основании металлографического анализа 12 экземпляров мечей. Пять мечей происходят из Гнездовских курганов, четыре меча из Михайловских курганов, два меча из Приладожских курганов и один меч из Вщижа (Древнерусский город на реке Десне в Брянской области). На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей мы реконструируем технологию их изготовления.

Если вы полагаете, что меч – это просто грубая заточенная железка, вы глубоко заблуждаетесь. В те времена существовали различные способы сварки железа и стали таким образом, чтобы конечный продукт обладал воистину потрясающими свойствами. Конечно, самым простым было изготовление цельнометаллического меча, однако такой годился только крестьянам и для обучения ратному делу. Следующими по уровню были мечи, сваренные из 2-6 полос железа и стали: на железную болванку наваривалось стальное лезвие. Такой клинок был уже годен для молодого воина-отрока или для крестьянина на военной службе.

Технологическая схема лезвий мечей: 1-наварка лезвия на железную основу: 2-наварка лезвия на многослойную основу; 3 – наварка лезвия на узорчатую (дамаскированную) основу; 4 – цементация лезвия.

Технологическая схема лезвий мечей: 1-наварка лезвия на железную основу: 2-наварка лезвия на многослойную основу; 3 – наварка лезвия на узорчатую (дамаскированную) основу; 4 – цементация лезвия.

Однако у настоящего военного мужа был совсем другой меч. Все знают слово булат. Что это такое? Слово это пошло от древнего царства Пулуади (территория современных Турции, Армении, Грузии и Ирана), где делали лучшую по тем временам в мире сталь.

Отсюда пошло персидское слово «пулуад» и арабское "Аль фулад" - сталь, на Руси оно и превратилось в булат. Вообще, сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном углеродом. Но булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь,  железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Черный булат считался более хрупким, опытные воины предпочитали золотистый оттенок клинка.

Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм. 

Основа клинка меча делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа. Когда основа клинка сваривалась только из стали, брали малоуглеродистый металл.

Применялась также цементация поверхности цельножелезного меча. Подобная технология была у меча из Михайловских курганов.

Перед нами самая типичная древнерусская технология изготовления качественного изделия - сварка мягкой вязкой основы со стальным лезвием и последующая термическая обработка всего клинка.

Если сравнить технологические схемы производства клинков мечей и, например, кос, то обнаружится очень много общего: та же многослойная сварка или наварка стального лезвия, выточка дола и термическая обработка, та же большая длина и малая толщина полотна клинка меча и лезвия косы. Различие только в том, что у косы наваривали одно лезвие, а у меча два.

Очень интересные сведения о технике производства мечей древнерусскими кузнецами сообщает их современник, выше уже упоминавшийся хорезмийский ученый Ал-Бируни. "Русы выделывали свои мечи из шапуркана, а долы посредине их из нармохана, чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Ал-фулад (сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (т. е. с узорчатым булатом.-Лег.), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок (изготовленных) из обеих разновидностей железа-шапуркана и женского (т. е. железа). И стали получаться у них на сварных плетениях при погружении (в травитель) вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Ал-фаранд же (рисунок) не получается соответственно намерению при изготовлении (меча) и не приходит по желанию, но он случаен".

Этот текст интересен с двух сторон. Во-первых, он подтверждает выводы о технике производства клинков мечей, сделанные нами на основании изучения лишь 12 мечей. Технология наварки стальных ("из шапуркана") лезвий на железную ("из нормохана") основу клинка является общерусской. Во-вторых, Ал-Бируни говорит я о превосходстве техники изготовления узора на клинках мечей у русских оружейников. При соответствующей комбинации железных и стальных полос на основе клинка древнерусский кузнец мог получить любой заданный рисунок с одинаковым ритмом по всей полосе, что особенно и удивляло Бируни. Булатный же рисунок, как известно из опытов П. П. Аносова, случаен, так как при кристаллизации тигельной стали в каждом отдельном случае получается свой рисунок структурной неоднородности.

 Но как всегда было одно «но»: булатные мечи боялись северных морозов: сталь становилась хрупкой и легко ломалась. Но  кузнецы нашли выход и из этой ситуации. На Руси производили «сварочный» булат. Такой булат назывался «дамаск». Чтобы получить таким способом булат, брали куски проволоки или полосы железа, стали, их поочередно складывали (железо-сталь-железо-сталь и т. д.) и затем много раз проковывали, много раз прокручивали, перекручивали эти полосы, складывали их гармошкой. Словом, чем больше кузнец потратит времени на проковку металла, тем лучше получится клинок. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка сваривалась из средней железной и двух крайних специально сваренных полос. Последние, в свою очередь, были сварены из нескольких прутьев с разным содержанием углерода, затем несколько раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка наваривали в торец стальные полосы - будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвие. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки. Следующей механической операцией было выстругивание долов. Затем клинок шлифовали и подвергали термической обработке. После этого клинок полировали, и если на основе клинка делалась узорчатая сварка, его травили. Кузнец же делал и основу перекрестья и навершия рукоятки. Иногда наваренные стальные лезвия подвергались перед термической обработкой дополнительной цементации.

рукояти мечей и сабель

1. Меч из Карабичева. Рукоять европейско – русского типа, орнамент византийского типа. 1-я пол. XIв.

2. Меч из Фощеватой. Рукоять скандинавского типа, на клинке русская надпись – «Людота Коваль». Xв.

3. Меч из погребения дружинника на
Владимирской ул. в Киеве. Xв.

4. Меч скандинавского типа с
днепровских порогов. X в.

5. Сабля мадьярского типа. Гочево. Xв.

Также различался булат и по характеру рисунка: если рисунок прямой («полосатый») – это плохой булат, если среди линий попадались изогнутые – это уже неплохой булат («струйчатый»), дорого ценился «волнистый» узор, очень высоко ценился «сетчатый» узор, а если среди узоров наблюдался орнамент, видны были фигуры человека или животных – такому булату не было цены. Естественно, что хороший булатный меч стоил очень и очень дорого – покупали его за равное весу меча количество золота (1,5-2 кг. - это для крайне редких эксклюзивных изделий), поэтому на рынке было много якобы булатных мечей, однако на самом деле поддельных – они только сверху покрывались тонким слоем булатной стали, а внутри было железо. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали: сперва-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл, также как уже сказано выше, испытывали на упругость. Сами мастера тоже заботились о своем авторитете и у каждого хорошего кузнеца было сове клеймо, гарантирующее качество меча.

Отдельного разговора заслуживает рукоять меча. Тогда рукоять была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.

Меч носился в ножнах. Бронзовые и серебряные наконечники и другие украшения ножен иногда обнаруживаются среди археологического материала. В летописи встречаются выражения "обнажи меч свой" и т. п. Ножны делали из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. При помощи двух колец, возле устья ножен меч подвешивался, иногда, у пояса, а чаще к перевязи, которая надевалась через левое плечо. Меч и в погребении лежал рядом с человеком. В погребениях их находят начиная с IX века – до того меч считался собственностью рода и в погребения не клался. Интересно то, что когда хозяин меча умирал и меч хоронили вместе с ним, меч пытались «убить» (ведь он был живым существом!) – погнуть, поломать.

Тактико-технические характеристики мечей отличаются в зависимости от времени и места их изготовления, их типа. Часто они зависели от индивидуальных вкусов покупателей, а также их физических данных. Так, если длина меча старшего взрослого дружинника, погребенного в черниговском кургане Черная Могила - 105 см, то длина меча его напарника-юноши - 82 см. Средняя длина древнерусских мечей 80 - 105 см, ширина клинка 4 - б см, толщина средней части лезвия 2,5 - б мм, вес 1 - 1.5 кг. Ценность меча была велика. Если копье и щит оценивались по 2 солида, то меч и шлем - в 6 солидов. Эта цена соответствовала цене 6 быков, 12 коров, 3 жеребцов или 4 кобыл. Меч на Руси всегда был предметом оружейного бизнеса. Древнерусские торговцы покупали и продавали как свои, так и иностранные изделия. Интересно сообщение восточных писателей о том, что из Артании (так они называли Русь) привозили удивительные мечи, которые можно было согнуть пополам, после чего клинок возвращался к первоначальной форме. Однако, это, конечно же, преувеличение. Ни на Западе, ни на Востоке в то время подобного оружия не было.



Источник: http://swordmaster.org/2009/06/07/oruzhie-blizhnego-boya-v-drevnej-rusi.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Berseker (08.12.2013) | Автор: Настя Герасимова E
Просмотров: 861 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [210]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс цитирования
Радио
Валюта
Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
Поиск
продвижение сайта в поисковых системах потолок из гипсокартона своими руками
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Мини-чат