Горьковского автомобильного завода под руководством Н. А. Астрова и
предназначался для замены легкого танка Т-60. В январе 1942-го после
показа первого опытного образца И. В. Сталину танк приняли на вооружение
Красной Армии. С марта на ГАЗе началось его серийное производство
(сначала параллельно с Т-60). Корпуса танков (их поставлял
Муромский паровозостроительный завод) сваривались из катаных броневых
листов, установленных под углами наклона от 30 до 60 градусов. В
одноместной сварной башне (на прототипе, впервые в танках, использовали
литую башню конструкции В. А. Декодова), смещенной влево относительно
продольной оси корпуса, устанавливалась 45-мм пушка и спаренный с нею
пулемет ДТ. Для увеличения прочности стыки листов башни прикрывались
броневыми угольниками. На крышке люка башни размещалась не вращающаяся
башенка со смотровыми щелями по периметру и перископический прибор
наблюдения. Ходовая часть танка состояла из пяти опорных
обрезиненных катков на борт, трех поддерживающих катков, ведущего колеса
переднего расположения со съемным зубчатым венцом и направляющего
колеса, аналогичного по устройству опорному катку. Подвеска опорных
катков — индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили:
двухдисковый полуцентробежного типа главный фрикцион сухого трения,
четырехступенчатая коробка передач типа ЗИС-5, главная передача,
бортовые фрикционы и бортовые передачи. С сентября 1942 года
началось производство танка Т-70М с усиленной ходовой частью и
трансмиссией. Были увеличены: ширина гусеничной цепи, шаг трака, диаметр
зубчатого венца ведущего колеса. Ширина опорного катка возросла с 104
до 130 мм. Усилили также поддерживающие катки и бортовые передачи.
Внесли и ряд других мелких изменений, в частности смотровую щель на люке
механика-водителя заменили перископическим прибором наблюдения. Помимо
ГАЗа, некоторое количество этих танков изготовили в Кирове и
Свердловске.
Летняя кампания выявила низкие боевые качества новых
легких танков, которые с трудом могли бороться с немецкой бронетехникой,
а слабая бронезащита не позволяла эффективно использовать для поддержки
пехоты. В результате, многие советские танковые военачальники давали
Т-70 очень нелестную характеристику. Например, командир 1-го танкового
корпуса генерал-майор М.Е. Катуков во время приема у И. Сталина на
вопрос о том, как воюют наши танки, сказал о Т-70 следующее: "Легкий
танк Т-70 имеет более солидную броневую защиту (Имелось ввиду по
сравнению с Т-60), вооружен 45-мм пушкой, на нем установлены два
автомобильных двигателя. Но он только начал поступать на вооружение и
пока себя ничем особенным не проявил. Одна канитель с ними, товарищ
Сталин". И, тем не менее, воевать на Т-70 было можно. В
документах военного времени часто встречаются донесения о героических
действиях экипажей легких танков. Так, в приказе по 6-й гвардейской
танковой бригаде №0187/сс от 20 декабря 1943 года "О выплате денежного
содержания за сожженные и подбитые танки" есть и о поощрении экипажа
Т-70 гвардии лейтенанта Л.И. Дорохина (механик-водитель старший сержант
Ростовцев) 2-го батальона бригады "огнем своего танка подбившего 2
немецких Т-3". В соответствии с установленными денежными премиями за
уничтожение двух немецких боевых машин Дорохин и Ростовцев получили по
1000 рублей каждый. В ходе боев экипажи Т-70 использовали и
такой прием, как таран вражеской техники. Причем его применяли не только
против автомобилей, бронемашин или бронетранспортеров, но и против
танков противника. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой
бригады, действовавшей в составе 40-й армии Воронежского фронта, в
районе Урыв на воронежском направлении 3-24 января 1943 года, есть такая
запись: "Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший
сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со
всей своей ротой Т-70 пошли на таран немецких танков. Захарченко сам
лично протаранил 2 танка и взял в плен командира и начальника штаба
100-го танкового батальона особого назначения". К сказанному следует
добавить, что речь идет о 100-м батальоне огнеметных танков вермахта
(Panzer-Abteilung (Flamm) 100), имевшем на вооружении огнеметные танки
Pz.II Flamm и обычные Pz.II. Так что Т-70 при массе в 10 тонн мог без
труда протаранить танки этого батальона, а учитывая отсутствие на
огнеметных машинах пушечного вооружения сделать это было не так уж и
сложно.
В том же документе есть информация и о других успешных
действиях экипажей Т-70 150-й танковой бригады. Так, в ходе проведения
Льговской операции (январь 1943 года) в районе населенного пункта
Семеновский "капитан Дьяченко двумя Т-70 захватил 4 орудия и 32 пленных,
а 8 человек орудийной прислуги уничтожил. Со своей стороны потерь не
имел". В некоторых бригадах танки, в том числе и Т-70,
получали собственные номера. Например, в 28-й гвардейской танковой
бригаде 39-й армии по состоянию на 13 августа 1943 года имелось 30 Т-34 и
24 Т-70, причем все машины были именными. Известны следующие названия
танков Т-70 этой части: "Вихрь", "Тайфун", "Гранаты", "Варяг",
"Рахматуллин", "Истребитель" и "Безымянный". В ходе боев 13 - 15 августа
по овладению передним краем немецкой обороны у деревни Понизовье
бригада потеряла 25 танков Т-34 и 8 Т-70, уничтожив при этом до 300
человек, 6 противотанковых орудий, 4 Дзота, 3 пулемета, 1 самоходку и 2
автомобиля. А всего с 13 по 31 августа 1943 года, когда 28-я гвардейская
танковая бригада была выведена из боя. Таким образом, при
одинаковой интенсивности боевого применения, потери Т-70 по сравнению с
Т-34 были меньше. Здесь следует учесть, что 28-я гвардейская танковая
бригада вела наступательные бои в условиях лесисто-болотистой местности.
При этом благодаря меньшим (по сравнению с Т-34) размерам и массе Т-70
действовали более успешно и несли меньшие потери. Пиком
карьеры легкого танка Т-70 стала битва на Курской дуге, после чего его
карьера стала стремительно клониться к закату. В ходе этого грандиозного
сражения стало окончательно ясно, что эффективность легких танков в
открытом бою близка к нулю. Хотя, справедливости ради, следует отметить,
что в процентном отношении потери Т-70 были меньше, чем например, у
Т-34. Связано это было с тем, что Т-70, как правило, старались
использовать во вторых эшелонах атакующего боевого порядка, а также с
меньшими (по сравнению с другими танками) габаритными размерами. Так,
по состоянию на вечер 4 июля 1943 года танковые части Центрального
фронта включали в себя одну танковую армию, два отдельных танковых
корпуса, две отдельных танковых бригады, 15 отдельных танковых и 6
самоходно-артиллерийских полков, в составе этих частей имелось 1487
танков (880 Т-34, 75 КВ и КВ-1с, 151 американский и английский, 67 Т-60 и
314 Т-70) и 96 СУ, кроме того 166 танков (24 КВ, 87 Т-34 и 55 Т-70)
имелось в техническом резерве фронта. Таким образом, 369 Т-70 составляли
чуть больше одной пятой (22%) всего танкового парка войск Центрального
фронта к началу Курской битвы.
В
ходе начавшегося 5 июля немецкого наступления войска Центрального
фронта вступили в тяжелые бои с противником, неся при этом большие
потери. Например, 2-я танковая армия, имевшая к началу боев 447 боевых
машин (305 Т-34, 125 Т-70 и 17 Т-60), в период с 5 по 15 июля потеряла:
сгоревшими 85 Т-34 и 49 Т-70, подбитыми 92 Т-34 и 44 Т-70, подорванными
на минах 1 Т-34, Т-70. В ходе знаменитого Прохоровского сражения танки
Т-70 составляли до 50% участвовавших в бою машин. Так, по состоянию на
11 июля 1943 года 5-я гвардейская танковая армия с приданными частями
насчитывала 985 танков и САУ, из них 581 Т-34, 314 Т-70, 34 МК-IV
"Черчилль". 2 КВ и 54 САУ. Как видно, семидесятки составляли почти 34%
танкового парка армии.
Например, к вечеру 11 июля 1943 года в составе 29-го
танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии имелось 262 боевых
машины - 138 Т-34, 89 Т-70, 2 КВ и 33 САУ. Из этого количества 12 июля
участвовало в знаменитой атаке у Прохоровки 212 бронеединиц: 122 Т-34,
70 Т-70, 20 САУ. Как видно, Т-70 составляли до 40% танков корпуса. В
ходе боя 12 июля потери (в скобках указаны безвозвратные) составили 149
машин - 95 (75) Т-34, 35 (28) Т-70 и 19 (14) САУ. Из участвовавших в
атаке Т-34 вышло из строя 78%, а у Т-70 только 50%, при этом более 60%
потерянных тридцатьчетверок не подлежали восстановлению, а у семидесятки
этот показатель составлял 40%. Одна из причин такого соотношения
потерь, легких и средних танков советского производства отмечалась в
отчете "Поражаемость танков в Великой Отечественной войне", составленном
осенью 1945 года: "Случаев полного разрушения танков Т-70 и
других легких танков от взрыва снарядов боекомплекта в ходе войны не
наблюдалось. Проведенными испытаниями установлено, что боекомплект 45-мм
снарядов не детонирует". Сражение на Курской дуге еще раз
показало, что Т-70 не годятся для использования в открытом бою. Но
любопытно, что несмотря на категорическое суждение командующего 5-й
гвардейской танковой армией П. Ротмистрова, высказанное в письме Г.
Жукову 30 августа 1943 года: "Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к
танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких
танков", по окончании наступательной операции на орловско-белгородском
направлении в июле - августе 1943 года стали появляться и иные точки
зрения. Например, 25 сентября 1943 года генерал-лейтенант танковых войск
Богданов докладывал в ГАБТУ Красной Армии: Боевые ТТХ Т-70
Модель |
Т-70 |
Т-70М |
Год выпуска |
1942 |
1942 |
Экипаж |
2 |
2 |
Масса, кг |
9,2 |
9,8 |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см |
0,67 |
0,73 |
Габаритные размеры: длина, м ширина, м высота, м |
4,29 2,305 2,055 |
4,285 2,42 2,035 |
Клиренс, м |
0,3 |
0,3 |
Ширина трака, м |
0,26 |
0,3 |
Бронирование, мм |
Лоб корпуса 35-45 мм Борт корпуса 15 мм Корма корпуса 25 мм Крыша и днище 10 мм Башня 35 мм |
Лоб корпуса 35-45 мм Борт корпуса 25 мм Корма корпуса 25 мм Крыша и днище 10 мм Башня 35 мм |
Вооружение |
45-мм пушка 20К. 7,62-мм пулемет ДТ |
45-мм пушка 20К. 7,62-мм пулемет ДТ. |
Боезапас |
90 выстрелов 945 патронов |
90 выстрелов 945 патронов |
Двигатель |
"ГАЗ-203", карбюрат. 6-цилиндр., 2x70 л.с. |
"ГАЗ-203", карбюрат. 6-цилиндр., 2x70 л.с. |
Запас топлива, л |
440 |
440 |
Запас хода, км по шоссе по грунту |
350 235 |
330 220 |
Макс. скорость, км/ч |
42 |
40 |
Преодол. препятствия: подъём, град ров, м высота стенки, м брод, м |
32 1,8 0,6 0,9 |
30 1,8 0,6 0,9 |
"Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника... В
отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью
(звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых
высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет
подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не
вызывая у него преждевременной паники... Если немецкие артиллеристы
могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые
размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес
танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время
эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и
управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых
условиях... Все
имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются
большей частью неграмотным применением, но не конструктивными
недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении
производства танка Т-70 преждевременным. Выпуск танка следует сохранить,
усилив его вооружение за счет перехода к 45-мм пушке обр.1942 года или
полковой пушке обр. 1943 года". К концу Великой Отечественной
войны количество Т-70 в войсках было очень невелико. Например, по
состоянию на 10 мая 1945 года танковые части 2-го Украинского фронта
насчитывали 381 танк и САУ, из этого количества Т-70 было только 9 штук
(по одному в составе 51-й гвардейской самоходной бригаде и 112-м
самоходно-артиллерийском дивизионе и 7 в 28-м отдельном учебном танковом
полку фронта). Небольшое количество танков Т-70
использовались в Войске Польском (53 машины) и Чехословацком корпусе (10
штук), куда они были переданы из частей Красной Армии. Кроме того,
некоторое количество трофейных Т-70 и Т-70М применялись частями вермахта
под обозначением Panzerkampfwagen Т-70(r). Точное количество этих машин
неизвестно, но вряд ли их было больше 40-50 штук. Чаще всего эти танки
использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях
(Ordnungspolizei, причем в последних (например, в 5 и 12-й полицейских
танковых ротах - Pol.Pz.Ko) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года.
Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались в
противотанковых частях вермахта для буксировки 50 - 75-мм пушек. Всего было выпущено 8226 Т-70, т.е. по массовости производства они стояли на втором месте после Т-34.
Низкая прицельная скорострельность, вызванная совмещением одним
человеком функций наводчика и заряжающего, вынудила снять в начале 1943
года танк Т-70 с производства и заменить его несколько улучшенной
моделью Т-80 с увеличенной башней, в которой размещались два человека.
Ходовая часть, трансмиссии и агрегаты управления и прочее остались
такими же как и у Т-70.
|